Система добровольной сертификации
объектов гражданской авиации
Официальный сайт
+7 (495) 646-29-46
sds@mlgvs.ru
ПОИСК

Сертификация организации по
контролю массы воздушных судов

1. Термины и определения

1.1. Взвешивание: Определение массы тел с помощью весов.

1.2. Центр масс (тяжести): Воображаемая точка, относительно которой уравновешива-ются гравитационные моменты массы носовой и хвостовой частей воздушного судна.

1.3. Центровка самолёта: Положение центра масс самолёта (совпадающее с положением центра приложения силы тяжести) относительно носка средней аэродинамической хорды крыла.

1.4. Центровка вертолёта: Расстояние по продольной оси вертолёта от его центра тяжести до оси (на одновинтовых и двухвинтовых соосных вертолётах) вращения несущих винтов или до оси (у двухвинтовых вертолётов продольной и поперечных схем), параллельной осям винтов и проходящей между ними.

1.5 Эксплуатант: Гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полётов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

1.6. Эксплуатационная масса: Сумма основной массы воздушного судна, персонала, аварийного оборудования, специального оборудования и всех других позиций многократного применения.

П р и м е ч а н и е – Фактически, эксплуатационная масса – это взлётная масса воздушного судна, но без коммерческой загрузки.

1.7 Масса пустого воздушного судна: Масса воздушного судна в пустом состоянии, определяемая согласно утвержденным эксплуатационным документам.

П р и м е ч а н и е – Масса пустого воздушного судна включает всё оборудование, имеющее фиксированное размещение и установленное на воздушном судне.

1.8. Весы: Средство измерений, предназначенное для определения массы тела через силу тяжести, воздействующую на это тело.

1.9. Методика (метод) измерений: Совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности.

[Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», статья 2, термин 11].

1.10. Единство измерений: Состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установлен¬ные границы.

[Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», статья 2, термин 7].

1.11. Поверка средств измерений: Совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средства измерений установленным метрологическим требованиям.

[Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», статья 2, термин 17].

1.12. Метрологические риск (metrological risk): мера опасности и последствий наступления неблагоприятных событий, обусловленных применением недостоверных методов, средств и спо-собов достижения требуемой точности измерения.

2. Цели сертификации организаций по контролю массы воздушных судов

Результаты статистической обработка измерений массы ВС подтверждают необходимость контроля массы ВС в процессе эксплуатации – в 70 % взвешиваний имеет место увеличение массы пустого ВС по сравнению с предыдущим взвешиванием на 0,6-1,4 % и соответствующее изменение центровки. В связи с чем имеется необходимость в оценке технической компетентности организаций по контролю массы на соответствие требованиям воздушного законодательства РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в области ГА, стандартам и документам, действующим в СДС ОГА [1–5, ].

С учетом этого целями сертификации организаций по контролю массы ВС являются:

2.1. Оценка правильности применения документа ИКАО ДОС 9760 АN/967 [1], Распоряжения Росавиации от 16.09.2008 г. № БЕ 115-р [2] и ГОСТ Р 54580 [4] .

2.2. Оценка обеспеченности (оснащенности) технологических процессов определения мас-сы и центровки каждого типа ВС методиками (инструкциями, технологиями, технологическими инструкциями и иными документами), описывающими названные процессы.

Разработанные технологии в части обеспечения единства, требуемой точности и достовер-ности измерений должны отвечать положениям Федерального закона от 18.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и требованиям, предъявляемым производителями ВС, для чего в необходимом объеме проводится экспертиза документации.

2.3. Оценка технической компетентности организаций по контролю массы ВС.

При этом работы по сертификации проводятся для организаций по контролю массы ВС, находящихся в структуре инженерно-авиационных служб, авиационно-технических баз и иных организаций по ТОиР, а также являющихся самостоятельными (независимыми) юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

3. Наличие Сертификата организации по контролю массы воздушных судов, выданного в СДС ОГА, подтверждает ее соответствие требованиям, предъявляемым к технической компетент-ности и качеству выполняемых работ по измерению массы пустых воздушных судов (как самоле-тов, так и вертолетов), и определению их центровки (положения центра масс), а также обеспечивает приемлемый уровень возникновения метрологических и иных рисков при мониторинге массы ВС в авиационной деятельности. Периодический контроль массы ВС – одно из слагаемых обеспечения безопасности полётов на воздушном транспорте.

Литература по теме:

1. Doc 9760 AN/967. Руководство по лётной годности. Том 1. Организация и процедуры. – Международная организация гражданской авиации. – Изд. 3. – 2014. – Раздел 7.6. Программа контроля массы и центровки.

2. О введении Инструкции по контролю массы воздушных судов отечественного и зару-бежного производства. / Распоряжение от 16.09.2008 № БЕ 115-р Федерального агентства воз-душного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации

3. Положение о порядке проведения добровольной сертификации организаций, осуществляющих контроль массы воздушных судов в процессе технической эксплуатации // утв. 14.11.2013 г. Председателем Руководящего органа СДС ОГА – генеральным директором ФГУП ГосНИИ ГА. – 16 с.

4. ГОСТ Р 54580—2011 Воздушный транспорт. Требования и процедуры по контролю мас-сы воздушного судна в процессе технической эксплуатации. Основные положения. – М.: Стандартинформ, 2012. – 9 с.

5. ГОСТ Р 56116—2014 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиа-ционной деятельности. Метрологические риски. Основные положения. – М.: Стандартинформ, 2015. – 8 с.

6. РЦЗ–83. Руководство по центровке и загрузке самолётов гражданской авиации. – М.: Воздушный транспорт, 1983. – 134 с.

7. ГОСТ Р 53228—2008. Весы неавтоматического действия. Часть I. Метрологические и технические требования. Испытания.

8. ГОСТ 8.563—2009. Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений.

9. ОСТ 54-3-154.82—2002. Отраслевая система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений. Порядок проведения аттестации

10. Богоявленский А.А. Эксплуатационный мониторинг массы и центровки воздушных судов и факторы, влияющие на результаты измерений // Авиакосмическое приборостроение. – 2016. – № 4. – С. 46-52.

11. Богоявленский А.А., Эксплуатационный мониторинг массы и центровки воздушных судов и факторы, влияющие на результаты измерений. // Сб. докл. Всеросс. научн.-техн. конф. "Современное состояние методов, средств и метрологического обеспечения экспериментальных исследований, испытаний и эксплуатации изделий авиационной и ракетно-космической техники". – М.: Компания ITE, 2015. – С. 186-193.

12. Богоявленский А.А. Контроль массы и центровки воздушных судов в процессе технической эксплуатации. // Авиасоюз. – 2013. – № 5 (47). – С. 58-60.

13. Богоявленский А.А. Об измерении массы пустого ВС в процессе эксплуатации // Тез. докл. междунар. научн.-техн. конф. "Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества". – М.: МГТУ ГА, 2013. – С. 22.

14. Богоявленский А.А. Формирование системы контроля массы ВС в процессе эксплуатации // Научный вестник МГТУ ГА. – М., 2012. – № 175 (1). – С. 147–153.

15. Богоявленский А.А. Внедрение мониторинга массы и центровки в процессе техниче-ской эксплуатации воздушных судов // Мир измерений. – 2012. – № 8. – С. 9–16.

Примечание. Нормативные документы (п.п. 2–5, 9) разработаны специалистами Метрологической службы ФГУП ГосНИИ ГА и содержат общие требования к компетентности и качеству работ, выполняемых организациями по контролю массы пустых воздушных судов.


Контакты


(495) 232-06-50, доб. 43-01


В сотрудничестве с

   
©2022 ИАЦ ФГУП ГосНИИ ГА · sds@mlgvs.ru · Телефон +7 (495) 646-29-46